История
Парфеньево
Первые люди, населившие заволжские леса, были смешанными племенами угро-финской группы. Они селились по берегам водоемов, проникая сюда по рекам. Письменных документов этих времен нет, но память о них сохранилась в топонимических названиях. Мерянские названия рек: Нея, Нельша, Монза и др. до сих пор сохранились в Парфеньевском районе. Лишь самое ничтожное число селений сохранило непонятные инородческие названия.
В 9 веке н.э. начинается великое переселение славян с юга на север, но их поток двигался так же с запада, из Новгорода.
Белоруков Д.Ф. отмечает внешний вид коренных парфеньевцев: "продолговатые лица, большие с горбинкой носы". Судя по всему, они являются потомками новгородцев. Язык парфеньевцев так же подтверждает это. В их говоре присутствует новгородское цоканье. Вместо «печка» они говорят «пецка», не «бочка», а «боцка» и т.д.
Для сравнения почитайте про Костромской акающий остров.
Первое упоминание о Парфеньеве встречается в одной из записей Галицкой летописи, датируемой 15 сентября 1522 г. (времена княжения Василия III, отца Ивана Грозного).
В Галицкой летописи г. Парфеньев упоминается в основном в связи с нападением врага на те земли. Всего в летописи упоминается два набега татар на Парфеньев: в 1521 и 1523 гг.
"В лето 1523 года сентября в 15 день приходили татаровя и черемиса в галицкие волости и поплениша их много и людей иссекоша, и заставу великого князя в Парфеньеве разгнаша а воевод ссекоша а иных в полон поведоша".
В "Материалах для историко-географического словаря Костромской губернии" 1909 г. написано, что Парфеньевская волость упоминается с 1620 г.
Существуют две основные версии происхождения названия города Парфеньева. Одна из них была высказана писателем С.В.Максимовым. Он считает, что город назван по имени монаха Парфения, основавшего здесь монастырь. Однако краевед Д.Ф.Белоруков подвергает эту версию сомнению. Монастырь в Парфеньеве действительно был, но позднее – в 17 веке. Он находился на месте ныне существующей Рождественской церкви. Полное название монастыря звучало как "Рождественский монастырь, что на ямах Черного бору на реке Нее", что никак с именем монаха Парфения не связано. В переписных книгах Парфеньева 1616, 1628, 1848 гг. Рождественский монастырь нигде не упоминался. Он был закрыт в 1725 г. по смерти последнего игумена.
Вторая версия о происхождении названия города более вероятна (по мнению Д.Ф.Белорукова). Он считает, что Парфеньев назван по фамилии строителя крепости. Обычно для строительства крепостей из Москвы, из Разрядного приказа, присылались особые военные инженеры. В начале 16 века в Разрядном приказе действительно был дьяк Парфеньев.
Ко времени появления города Парфеньева, Золотая Орда распалась и образовала три ханства: Крымское, Казанское и Ногайское. Казанское ханство граничило с Галичским уездом по рекам Меже, Ветлуге и Усте. На востоке уезд граничил с территорией, населенной марийцами (черемисами), которые были союзниками Казани и их вассалами. Для защиты от постоянных набегов врага московское правительство было вынуждено разделить пограничные с Казанью Галичский и Костромской уезды на особые административно-военные районы. Они назывались "осадами". В каждой осаде был город-крепость, куда при опасности укрывалось население. Здесь люди могли даже получить оружие. Возглавлял оборону городовой приказчик или бережитель города. В это время строятся крепости в Любиме, Судае, Кадые, Кологриве, Парфеньеве.
Таким образом, город Парфеньев возник как форпост на казанском оборонительном рубеже Московского государства и имел цель прикрыть с востока важный административно-военный пункт – город Галич. В это время город переживал период своего расцвета, Парфеньев по численности населения превосходил Кологрив, Судай, Кадый.
В 17 в. границы Московского государства расширились к востоку, и Парфеньев потерял свое военное значение: крепость была разрушена, пушкари стали заниматься ремеслами. Лишь по пятницам тихий город Парфеньев оживлялся, в дни базара. Через город Парфеньев проходил торговый тракт из Вятки, Казани на Галич, в Петербург, Вологду, Архангельск.
18 декабря 1708 г. вышел указ Петра I об учреждении губерний и о росписании к ним городов. Город Парфеньев в качестве уездного отошел к Архангелогородской губернии, куда всего входило 20 городов.
Реформой Екатерины II в 1778 году Парфеньев был разжалован в посад и присоединен к Галичской провинции. Изменились и значение Парфеньева, и его управление, и даже жизнь жителей. Теперь он входил в состав Кологривского уезда, и в его истории начался новый этап. Потеряв статус уездного города, Парфеньев "пребывал в полудреме, развитием промышленности и ремесел не занимался, капиталами на губернию не гремел".
В Советское время посад Парфентьев приобрел статус села. В 30-е гг. были разрушены многие церкви. Так, например, каменный Рождественский храм до сих пор находится в полуразрушенном состоянии. В 1937 г. была разрушена деревянная часовня в ограде каменной Ризположенской церкви. Сама церковь, однако, уцелела.
В 1941 г. началась Великая Отечественная Война, которая затронула и жизнь села. За первый год Войны из Парфеньевского района было призвано 1770 человек, что для района является внушительной цифрой. Уже за первые полгода погибла треть призванных. Всего же за время войны было призвано и мобилизовано 4010 человек, из них 756 человек погибло, 277 – умерло от ран и болезней, 987 пропало без вести, а 20 человек были в плену.
О своих костромских родственников и земляках - участниках Великой Отечественной, живших в Парфеньевском районе - я написал на страничках Семейной Книги Памяти и Славы.
Характерной особенностью современного села Парфеньево является отсутствие больших промышленных предприятий.
Главными достопримечательностями села являются храмы на Соборной горе, музей писателя-этнографа С.В.Максимова, а так же Парфеньевский литературно-художественный музей, основанный в 1967 году художником и краснодеревщиком Павлом Николаевичем Уховым.
v
Дата создания: 14.01.2014 14:19